adamantane1985 (adamantane1985) wrote in kritikanstvo,
adamantane1985
adamantane1985
kritikanstvo

Category:
  • Mood:
  • Music:

Плевок в Ломоносова

Вот такой интересный материал вычитал на "mk.ru" (желтизна газеты в целом - желтизной, а вот случайно попавшийся мне через сслыку со стороннего сайта материал http://www.mk.ru/politics/article/2011/02/02/562786-plevok-v-lomonosova.html 
- просто блеск! Под каждым словом готов подписаться!)


Почему власть хочет, чтобы наши дети росли безмозглыми

Вам когда-нибудь было стыдно смотреть в глаза скульптуре?

У меня в рабочем кабинете стоит небольшой бюст Михаила Васильевича Ломоносова. Не могу сказать, что лично мне неловко смотреть ему в глаза. Но есть ощущение стыда за происходящее вокруг.

Звучит, может быть, слишком драматично, но по сути своей правдиво, ведь всем нам хорошо знакомы неприятные чувства, когда какая-то сложная и уникальная работа идет коту под хвост. А если работа эта — многовековая? Труд многих великолепных ученых и замечательных педагогов со времен создания Академии наук и Московского университета и до наших дней, работа по строительству мощнейшей системы образования скоро будет перечеркнута. Обнулена. Превращена в ничто.

Чуть-чуть истории. В чем был прорыв, в чем была главная идея Ломоносова, что развивали основатели российской системы образования? Они строили храмы науки и образования, создавая такую систему и атмосферу, когда в одном учреждении есть доступ ко всем областям знаний. Говоря современно, придумали образовательное “3D-пространство”.

В условиях сословного общества получать такое образование мог далеко не каждый, и было оно лишь верхним этажом всей системы. После революции в XX веке советская власть усилила ломоносовские традиции, спустив этот педагогический подход на самую нижнюю ступень — в школу, сделала такое образование общедоступным. Все это называлось — фундаментальность. Именно эта черта обеспечивала общий высокий уровень интеллекта страны.

Казалось бы, какое нам сегодня дело до истории вопроса? А тут важен вывод. Такой и только такой подход позволял решать три жизненно важные задачи. Первая, главная: найти себя, раскрыть то, к чему у тебя больше всего способностей. Вторая: получить необходимый пакет знаний в самых разных областях, и даже если не все пригодится, что-то забудется — в любом случае натренируются мозги, “загрузится” мышление. У нас сегодня любые папа с мамой, если нужно, вспомнят школьный курс и помогут своему ребенку. Улыбаетесь? А это ведь просто фантастическая, недостижимая для многих “цивилизованных стран” особенность! Третья задача: развиваться многогранно, через соединение естественных и гуманитарных дисциплин, быть насыщенным и даже перенасыщенным информацией. И это особенно важно сегодня! Если мы так любим говорить о технологиях, то надо понимать, что основные открытия делаются на стыке наук: биохимия, биофизика и так далее.

А что же предлагается сегодня для российской школы партией власти? Наверняка вы уже читали и слышали об этом: только четыре обязательных предмета. Физкультура, ОБЖ, Россия в мире, “индивидуальный проект”. Остальное — на выбор. История, география, экономика — выбирай что-то одно. Хочешь еще? Тогда платно. Маленький человечек и его родители будут решать, что важнее — физика или химия, русский язык или литература... А можно не брать ни то, ни другое. Не нужно быть провидцем, чтобы предположить: не все угадают с выбором, не у всех и не на все хватит средств.

И тут мало просто “поплеваться” в сторону Министерства образования и науки да “Единой России”, нужно подумать и о том, зачем это делается. Ведь очевидный маразм не может быть самоцелью. Игнорирование общественного мнения, позиции образовательного сообщества, массовое отупление — это только контекст и следствия. Значит, надо смотреть еще глубже.

“Управление рабами и забота о них является важной частью бизнеса, — писал один американский плантатор в середине XIX века. — Хорошее обращение с рабами, их умеренная работа и естественный прирост — источник большой прибыли для владельца”. Понимаете? Умные мы слишком. А требуется поколение плебеев. “Здоровых и патриотичных” холопов. Но что такое патриотизм для малообразованного человека? Такой патриотизм — это выполнение команды сверху, команды любить или не любить, уважать или не уважать, принести или унести.

Еще одна авантюра: авторы этого “образовательного” стандарта планируют формировать на федеральном уровне только 40% общей учебной программы, остальное — на выбор. Это значит — прощай, единое образовательное пространство огромной страны! Какая же Россия после этого, простите, “Единая”? Переехав в другой город, старшеклассник уже не сведет в уме концы с концами. И самое чудовищное — отсутствие в нашем государстве системы тормозов. Ну просто вопли раздаются вокруг, но как бы кто ни возмущался, верхам — плевать. Безвольные роботы-единороссы нажмут кнопки, поговорят в коридорах, отправят своих чад в Европу — и всё. Едем дальше.

Куда едем? Как власть собирается совмещать модернизацию с этой путевкой в интеллектуальное рабство? Сегодня весь мир ориентируется на две тенденции: максимальный охват молодежи и усложнение учебных программ. А у нас и количество вузов сокращают до 150—200, то есть до уровня царской России, хотя тогда в стране было население в 91 миллион граждан и подавляющая их часть была безграмотной. Говорят, что студентов сейчас слишком много. Хорошо, давайте сравним, какой процент выпускников школ учится в вузах в других странах. В Скандинавии — около 80%, во многих высокоразвитых странах, Германии, Японии — более 80%. Даже в Прибалтике больше 70%. У нас — 54%. И это они хотят сокращать?!

Выходит такая схема. Сначала получаешь в школе стандарт из четырех пустых предметов, неглубоко изучаешь еще несколько, зубришь тесты. Потом — ЕГЭ, и
большая часть молодежи отсеивается, так как и вузов, и студентов мало. Оставшиеся получают высшее образование, и, судя по известному заявлению помощника президента, желательно без стипендии. То есть не “учась и подрабатывая”, а “работая и подучиваясь”…

Оторвитесь от дел, забот и телевизора! Вас такое устраивает?

Скорость развития науки, технологий сейчас — колоссальная. Все вокруг меняется. А мы не просто не идем вперед — мы бежим назад. В 1995 году в стране было 600 тысяч научных работников, сейчас — приблизительно 450 тысяч.

Я недавно был в Китае. Они догнали США по количеству научных работников, их стало 1,5 миллиона человек. Примерно столько в странах Евросоюза. Быстро растет количество ученых в Южной Корее, Тайване, Сингапуре. В нас же видят только рынок. Покупайте, перепродавайте, торгуйте! Больше от вас ничего не нужно.

А у нас иного и не хотят. Министр образования и науки Андрей Фурсенко так ведь как-то и заявил: цель российского образования — растить потребителя.

В этом году будет принят и новый закон об образовании. Его проект уже доступен для обозрения. Это закон о том, что закона нет. Никаких конкретных норм, касающихся доли расходов на образование из бюджета. Никаких норм, касающихся зарплаты работников образования и социальных гарантий. Сокращение всевозможных льгот, будь это сельские школы или дети-инвалиды и сироты. Государство больше никому и ничего не должно!

Даже в тяжелые 90-е годы, при цене за баррель нефти в 15 долларов и распродаже всего и вся, система образования выстояла. Была поражена меньше, чем другие социальные сферы. Во многом благодаря тому закону об образовании, который работал последние пятнадцать лет. Долгое время этот закон умудрялся показывать кукиш и кудринскому Минфину, так как предусматривал высокую степень социальных гарантий, в том числе бюджетного финансирования системы образования. Давал образовательным учреждениям немало экономической свободы. Опирался на категорический запрет приватизации образовательных учреждений.

Теперь у государства сумасшедшие сырьевые доходы и резервные фонды. Их бы направить на поддержку образования и науки! Но партия власти одним законом (об изменении статуса бюджетных учреждений) кидает образование в рынок, а другим законом (новым законом об образовании) выключает всю систему из гарантий государства.

Что это? Просто парадокс, безграмотная политика или предательство? Выберете свой вариант ответа. Господин Фурсенко обожает тесты...

Думая обо всем этом, я вспоминаю разговор с одним моим европейским коллегой по работе в Парламентской ассамблее Совета Европы. Нам сложно было найти точки соприкосновения по проблемам экономики, ибо он — “отъявленный” либерал. Но даже он говорил: “Иван, считаю, вам нужно менять в своей стране очень многое. Но не трогайте свою систему образования”.

Ломоносов жил давно. И Советского Союза уже нет. Однако борьба за традиции нашей системы образования — это вовсе не попытка ретроградов зацепиться за прошлое. Это — единственный путь в достойное будущее.

Нельзя сейчас молчать!


Несколько комментариев прямо по тексту.

1) Перед Михайло Васильевичем действительно стыдно - стыдно за то, что всего несколькими последовательно принятыми и планомерно приведёнными в исполнение паскудными политическими решениями лишили наше образование тех его черт, которые составляли главную основу для гордости им, - УНИВЕРСАЛЬНОСТИ и ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ. Ведь слово "Университет" полностью оправдывало своё значение, ибо выпускник столь серьёзного заведения имел широкий кругозор и мел хотя бы самые общие представления обо всех областях знаний! Столь широкий кругозор закладывался в студентов не только университетов, но и институтов, и академий. А за 2000е таких заведений, как училище колледж по всей стране выросло больше. чем грибов на гектар после обильного дождя. Помяните моё слово: скоро докатимся до того, что училища станут называть... университетами! А может, так уже и происходит, если учесть, сколько непонятно из какого "ничего" возникших университетов открылось за всё те же 10 лет...
2) Новый набор признанных основными предметов - всему миру на смех!
3) Обезличенной рабомассой действительно проще управлять.
4) Патриотизм этой рабомассы - самый что ни на есть квасной, идеалы - и вовсе сомнительны (как бы ни ругали пропаганду в СССР, но уж что-что, а идеалы были действительно светлыми; то, какой путаной дорогой ких осуществлению шли (и так и не пришли) - отдельный вопрос, и задать его следовало бы... правительству, только прежнему. Словом, это был бы ретровопрос в спиральные виражи Колеса истории, и другого наклонения, кроме сослагательного, он иметь заведомо не может).
5) Награбленных властью на одном только высшем уровне её вертикали и из одной лишь образовательной сферы средств хватило бы на обеспечение достойных зарплат преподавателям школ и вузов и на вполне себе хорошую стипендию студентам, а теперь чинуши "решили" (мысль-то у них созрела очень давно, только руки были ещё недостаточно развязаны для столь "популярных" мер, а теперь этим загребущим рукам дали волю), что и этих подачек будет жирно, вот и продолжают урезать и без того смехотворный бюджет, теперь ещё и получив возможность подзаработать на десятилетиями бывшем бесплатным образовании. Пгока - по отдельным предметам, но грядёт тот день, когда образование полностью станет платным. Это они людям возможность "пообвыкнуться" в условиях новых реалий. Спасибо и на том, чиновничьи морды с тройными подбородками и шеями, не влезающими в воротники!
6) Своим отродьям чадам они действительно дают возможность получить возможность получить образование за рубежом - образование, которое теперь будет более высокого качества, чем наше, которое низвели до уровня залегания Тартара, в то время как раньше... раньше наше образование было на три головы выше "ихнего".
7) Приведённые автором сравнительные процентные показатели дополняют и без того мрачную картину.
8) Территория России - рынок, на который можно сбывать собственные шлаки, будь то захоронения радиационных отходов или отходы в виде продуктов третьей свежести и выращенных на инъекциях биологического оружия (к нему относится и такая бомба замедленного действия, как генетическое оружие); сами при этом собирают все сливки: нефть, газ, алмазы...
9) В самом деле, разрушено даже то, что выжило при Алкаше Всея Руси!
10) Как и об идеалах СССР/России, можно говорить на уровне сопоставления и об образовательных традициях.  Так вот, и тут сравнение не в пользу современной России: хоть прежняя система образования и была направлена на обслуживание тоталитарного режима (впрочем, сейчас мы по уровню тоталитарности неуклонно приближаемся к тому уровню), оно было действительно самого высокого уровня, на зависть всему миру по ту сторону "железного занавеса"! А сейчас оно не выдерживает всякой критики, при этом ещё не достигнув самой низкой точки падения...


А вот ещё материал на эту животрепещущую тему:
http://www.mk.ru/politics/article/2011/01/31/561975-nauka-na-tri-bukvyi.html


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments